Тенденции на рынке складской техники: цифровизация и электрификация
Цифровые интеллектуальные технологии год от года все больше проникают во все сферы жизни людей. В период пандемии коронавируса со всеми его ограничениями, сильно ударившего по экономике, это проявилось наиболее сильно.
Бизнесу пришлось приспосабливаться к новым реалиям и перестраивать процессы: компании перешли на удаленный режим работы, предприятия сферы общественного питания и услуг переквалифицировались на доставку, а производители и поставщики различных товаров из розничных магазинов ушли на маркетплейсы.
Все это стало толчком к стремительному росту сферы электронной коммерции, и с возвращением на доковидные рельсы тенденция сохранилась. По мере развития сферы ее доля в складском и промышленном хозяйствах продолжает стремительно расти, как и потребность в современных транспортных решениях для обработки товаров и изделий.
Так, по данным коммерческого брокера Cushman & Wakefield, на фирмы электронной коммерции в 2016–2019 годах приходилось 28,2% промышленного поглощения (занятия вакантных площадей). В 2020 и 2021 годах этот показатель вырос примерно до 40%. Стоит отметить, что сюда не включены сторонние логистические компании, которые сами поддерживают много интернет-магазинов.
Таким образом, потребности электронной коммерции продолжают определять тенденции в сфере обработки материалов и техники для склада. Далее рассмотрим те из них, что задают вектор развития рынка ПТО.
Электрификация
Значительную часть рынка техники для склада уже несколько десятилетий занимают электрические вилочные погрузчики. На фоне мировой тенденции перехода на альтернативные источники энергии как инструмента увеличения производительности, снижения затрат и экологического следа, спрос на электропогрузчики только возрастает.
Несмотря на то, что погрузчики с электроприводом дороже техники с ДВС, они обеспечивают снижение эксплуатационных расходов до 75%. Но если раньше в качестве источников питания на электропогрузчиках использовались преимущественно свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, то сейчас наблюдается переход на литий-ионные технологии.
Причина распространения литиевых батарей связана с рядом факторов. Одно из преимуществ — быстрая зарядка.
Полный цикл зарядки свинцово-кислотных АКБ около 8 часов, плюс необходимо закладывать еще 8 часов на охлаждение. За счет этого аккумулятор можно использовать только в течение одной смены в день.
Для продолжения работы батареи следует менять, промывать водой и обслуживать, что приводит к увеличенным периодам простоя, эксплуатационным расходам и снижению производительности.
Литиевые батареи в этом плане намного экономичнее и эффективнее. На 100% аккумулятор заряжается за 2,5-3 часа, плюс можно частично восстанавливать энергоемкость АКБ на нужный процент в перерывах. Помимо этого, такие аккумуляторы не нуждаются в обслуживании, за счет чего сводится к минимуму период простоя и эксплуатационные затраты. В результате один погрузчик с li-ion АКБ способен работать в многосменном режиме без необходимости замены аккумуляторной батареи.
Плюс за счет того, что литиевые АКБ не нуждаются в техобслуживании и обустройстве специальной зарядной комнаты, зарезервированные под эти задачи зоны можно использовать для других целей.
Цифровизация
Еще одна особенность развития сферы электронной коммерции – непрерывная эволюция цепочки поставок.
Среда распределительных центров становится все более оцифрованной и автоматизированной, что не могло не отразиться на используемой технике.
OEM-производители вилочных погрузчиков и другого ПТО вынуждены заменять аналоговые сигналы цифровыми выходами с помощью таких протоколов, как CANOpen или SEA J1939.
Эти новые цифровые сигналы – первый шагом в доставке собранной информации о работе техники на облако, где ее можно прочесть, отправить на телематическую/облачную платформу и использовать для дальнейшей оценки в восходящем направлении.
Протоколы обрабатывают полученные от разных внутренних датчиков и систем данные:
- информацию о положении вил,
- о высоте и наклоне мачты,
- грузоподъемности и не только.
Еще одна функция шины CANBas – обрабатывать данные о состоянии узлов и компонентов, выявлять риски и на их основе составлять примерный список действий, которые нужно совершить при техобслуживании.
Эта функция позволяет менеджерам заранее запланировать ТО на подходящее время, чтобы свести к минимуму простои техники и связанные с ними нарушения в производственном процессе.
Само собой, полная цифровая трансформация в распределительном центре или другом объекте обработки материалов – сложный, затратный процесс, на который потребуется не один год и даже не десятилетие. Но, как при любой долгосрочной трансформации, принятие основополагающих решений, от которых зависят процессы в будущем – стратегически необходимый и экономически обоснованный шаг.
Тенденции электрификации и цифровизации следует рассматривать в комплексе с другими факторами, влияющими на сферу обработки материалов и рынок ПТО. Но уже сейчас очевидно, что экосистема погрузочно-разгрузочных операций будет стремиться к большей безопасности, цельности и автономии.